Главная

Самодельный трактор

Самодельный
мини-трактор

Самодельный
мини-трактор
с кузовом

Навесные и прицепные орудия

Узлы мини-трактора

ЧЕРТЕЖ САМОДЕЛЬНОГО ТРАКТОРА «СИБИРЯК»
С ЛОМАЮШЕЙСЯ РАМОЙ

Самодельщики строят в основном тракторы по классической схеме: задние, увеличенные в диаметре колеса — ведущие, передние — поворотные. Изготовить такой трактор несложно, но он, как правило, имеет недостаточную проходимость и маневренность, а его компоновка не позволяет установить кузов без увеличения габаритов машины в целом. Поэтому выбранная Александром схема вездехода с «ломающейся» рамой, на мой взгляд, оптимальна и может послужить прототипом для умелых людей.

«Сибиряк» (так брат назвал свое детище) почти весь состоит из готовых агрегатов и узлов: двигатель Д-21А1 —от трактора «Владимирец», остальное — от автомобиля ГАЗ-66. Все началось с журнала «Моделист-конструктор», который наша семья выписывала с 1967 года. Александр увлекся техническим творчеством, будучи 14-летним подростком. Сначала построил простенькие аэросани, оснастив велосипедную раму двигателем от бензопилы «Урал», воздушным винтом и лыжами.

Через некоторое время собрал из запчастей спортивный мотоцикл. Следующей разработкой стал двухместный вездеход на пневматиках низкого давления с двигателем от мотоцикла «Иж-Юпитер», который эксплуатировался круглогодично в течение нескольких лет. После службы в армии конструкторская мысль Александра приобрела более прагматическое направление.

Вместе с отцом он построил микро -трактор с двигателем В это же время сконструировал и изготовил мотоблок-окучник с двигателем от бензопилы «Урал». Таким путем приобретались опыт и знания, необходимые для создания более мощной и сложной машины, которую он и сделал буквально за год. На сегодня она стала чуть ли не единственным средством его заработка.

Самым трудным делом оказалась сборка двигателя. На свалке нашел списанный блок от трактора Т-25 «Владимирец». Недостающие годные агрегаты для него приобретал в соседних колхозах и совхозах, неисправные ремонтировал. Основа трактора — «ломающаяся» рама, как у «Кировца». Она сварена из квадратных труб 80x80 мм с толщиной стенки 6 мм и состоит из двух полурам, связанных между собой шарнирно.

Такая конструкция обладает рядом преимуществ: обеспечивает равномерную нагрузку на колеса, в связи, с чем повышается проходимость; снижает напряжения, возникающие от изгибающих и крутящих моментов; улучшает маневренные характеристики, особенно при движении по бездорожью и пересеченной местности. На раме с помощью стремян жестко закреплены укороченные на 200 мм мосты (задние от ГАЗ-66), обеспечивающие привод на все колеса.

На передней полураме установлены: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, агрегаты элекро- и гидросистем, кабина с органами управления и приборами контроля, топливный и гидрожидкостный баки. На задней полураме — сварной кузов-самосвал, гидропривод кузова, стояночный тормоз и подвижное в вертикальной плоскости прицепное устройство, кинематически связанное с кузовом.

При необходимости путем отсоединения серы и оно может перемещаться независимо от кузова. Такая конструкция позволяет регулировать глубину вспашки, окучивания, облегчает прицепные и буксировочные операции, техническое обслуживание. Гидравлика обеспечивает: тормозную систему на все колеса, систему управления поворотом машины, привода управления бульдозерным отвалом, косилкой и граблями.

Машина оборудована электрической системой запуска, звуковым сигналом и фарой-искателем. «Сибиряк» оснащен агрегатами и системами от автомобиля ГАЗ-66, хотя можно использовать оборудование и от друг их автомобилей. Четырёхступенчатая коробка передач обеспечивает скорость движения в пределах 2,5— 50 км/ч и движение задним ходом.

Имеется коробка отбора мощности (крепится к картеру сцепления шпильками) и фрикционное однодисковое сухое сцепление. На поперечной балке переднее полурамы установлена раздаточная коробка, которая распределяет крутящий момент между ведущими мостами и может его увеличивать. Она же служит для привода навесных орудий.

Карданные валы (от того же ГАЗ-66, но укороченные) обеспечивают передачу крутящего момента от раздаточной коробки к главным редукторам. Наиболее интересен центральный шарнирный узел. Он состоит из силового корпуса, являющегося задней частью передней полурамы, шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), передающего крутящий момент к заднему мосту, и шарового корпуса, шарнирно закрепленного в сильном.

Хвостовик шарового вставлен в специальный корпус задней полурамы и имеет возможность поворачиваться в нем при изменении взаимного расположения полурам. Специальный корпус связан с задней полурамой двумя 20-мм пластинами. Силовой корпус, сваренный из листов толщиной 20 мм. воспринимает нагрузки, действующие на машину в вертикальной плоскости, а шаровая пор, закрепленная в конических подшипниках корпуса, служит для разворота полурам относительно друг друга в горизонтальной плоскости.

Осуществляется такое перемещение гидроцилиндром поворота, установленным между передней полурамой и кронштейном шаровой опоры. Основой для центрального узла стали детали от поворотного кулака переднего колеса автомобиля ЗИЛ-131. идентичного по конструкции автомобилю ГАЗ-66, но отличающегося размерами. Хвостовик шарового корпуса и хвостовики полуосей ведущего и ведомого валов ШРУС подверглись доработке.

Подшипниками в осевом шарнире являются бронзовые втулки, а тяговые (продольные) усилия воспринимаются упорным шариковым подшипником. Полости шарниров уплотнены сальниками и набиты консистентной смазкой. В носовой части передней полурамы на болтах под углом 15° к плоскости полурамы установлен трапециевидный в плане бампер, служащий одновременно для крепления защиты двигателя и капота.

Двухместная двухдверная кабина сварена из стальных уголков 25x25 и листового железа. Сзади она присоединена к стойкам полурамы, а спереди — к поперечной перегородке, установленной за двигателем. Крылья изготовлены из 2-мм железа, задние приварены к кузову, передние же зафиксированы болтами к перегородке и раме.

Пол кабины размещен на поперечной балке крепления раздаточной коробки. Кабина оборудована сиденьями с регулируемыми в пределах 10° спинками. Положение кресел можно также подогнать под рост водителя и пассажира. Под сиденьями установлены топливный и гидрожидкостный баки. Кабина закрыта термообработанным стеклом с резиновыми уплотнителями.

Так как в Сибири летом бывает довольно жарко, на крыше имеется вентиляционный люк. Снаружи на задней стенке закреплен гидрораспределитель управления силовыми цилиндрами. От штатной системы управления ГАЗ-66 оставлен только гидроусилитель, элементы механического привода отсутствуют. От рулевого колеса управляющее усилие через рулевую колонку передается на механизм, воздействующий на золотник распределителя, который, в свою очередь, направляет жидкость из общей гидросистемы в ту или иную полость силового рулевою цилиндра.

Система функционирует только при работающем двигателе, обеспечивающем привод гидронасоса. Рабочая тормозная система имеет четыре тормозных механизма (на всех колесах) и гидропривод. Давление в главном тормозном цилиндре создается нажатием на педаль. Тормоза — барабанные, колодочные. Стояночный тормоз также колодочный с механическим приводом, установлен в трансмиссии заднего моста.

Электросистема (12 В) обеспечивает стартерный запуск двигателя от ключа и питает фару-искатель, звуковой сигнал, приборы контроля. Состоит она из генератора, аккумулятора, стартера, реле-регулятора и включателя стартера. Из приборов контроля на панели водителя имеются указатели количества топлива, давления масла в двигателе и разрядки аккумулятора. К «Сибиряку» брат построил навесное и прицепное оборудование: 2-лемешный плуг, 3-лемешный окучник, грабли, косилку, бульдозерный отвал, борону, кузовной прицеп грузоподъемностью до 1,5 т.

Машина и все агрегаты показали высокую эксплуатационную надежность и эффективность на протяжении десяти лет. Приведу некоторые цифры, характеризующие ее производительность: сенокос — 1 га/ч, грабление — 1,5 га/ч, пахота — 0,2 га/ч, окучивание — 0,25 га/ч. Окучник, например, представляет собой прицепное устройство с тремя отвалами, которые состоят из двух симметрично расположенных лемехов, сваренных между собой по передней кромке.

Каждый отвал приварен к стойке и дополнительно зафиксирован скобами. Стойки вставлены в литые держатели, размещенные на поперечной балке. Конструкция держателей позволяет регулировать положение отвалов по высоте в зависимости от условий обработки почвы. Опорные колеса также можно поставить на необходимые высоту и ширину. Окучник связан с тягачом тремя тягами.

Две нижние подсоединяются к прицепной доске, а верхняя — к рычагу вала прицепного устройства (серьга в этом случае отсоединяется от кузова) и через него — к гидроцилиндру, что позволяет оперативно управлять механизмом в процессе окучивания или при маневрировании на поле. Проушины на концах поперечной балки предназначены для крепления вертикальных визирных штанг, помогающих контролировать глубину окучивания непосредственно из кабины.

С помощью бульдозерного отвала можно выкорчевывать пни диаметром до 30 см. Тягач легко буксирует бревно в поперечнике до 60 см. Здесь я дал лишь краткое описание «Сибиряка», но представление о нем и его возможностях может составить каждый, кто заинтересуется этим оригинальным вездеходом.

(Автор: В.НИКОНОВ)

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ     
ДАННЫЕ ТРАКТОРА    
«СИБИРЯК»     
Масса, кг:          
сухая..................1300
полная ……………..2300
буксируемого……1500
Максимальная  скорость, км/ч.....60
Минимальный   радиус поворота, м .......45
Двигатель...... дизель Д-21А1
Мощностью л.с ………. 25
Охлаждение. .... воздушное 
Емкость  топливного бака, л…..40

Чертежи компоновки  самодельного трактора  Сибиряка

Чертежи компоновки  самодельного трактора  Сибиряка

Компоновка самодельного трактора «Сибиряка»: 1 — двигатель; 2 — перегородка; 3,4 — педали управления; 5 — рычаги переключения передач и стояночного тормоза; 6 — сиденье; 7 — люк вентиляционный; 8 — рычаги управления гидроприводами; 9 — гидрораспределитель; 10 — кузов-самосвал; 11 — полурама задняя; 12 — полурама передняя; 13 — гидробак (топливный бак — справа); 14 — коробка раздаточная; 15, 30, 33 — секции карданного вала; 16 — коробка передач; 17, 29 — мосты с главными передачами и дифференциалами; 18 — фильтр воздушный; 19 — гидроцилиндры привода бульдозерного отвала; 20 — гидронасос шестеренчатый; 21 —насос топливный; 22 — вентилятор; 23 — генератор; 24 — гидроцилиндр рулевой; 25 — горловина заправочная; 26 — тормоз стояночный; 27 — гидроцилиндр привода прицепного устройства и подъема кузова; 28 — прицепная доска (СтЗ, полоса s20); 31 — корпус шарнирного узла задней полурамы; 32 — силовой корпус центрального шарнирного узла; 34 — колонка рулевая; 35 — аккумулятор; 36 — защита двигателя (СтЗ, лист s5); 37 — вал поворотный прицепного устройства; 38 — качалка (СтЗ, лист s20, 2 шт.); 39 — серьга кузова (СтЗ, лист s20, 2 шт.); 40 — штанга прицепного устройства (СтЗ, лист s20, 2 шт.); 41 — рычаг подъема прицепной доски (СтЗ, лист s20, 2 шт.).

Схема трансмиссии самодельного трактора

Схема трансмиссии самодельного трактора: 1 — двигатель воздушного охлаждения Д-21А1 с генератором, гидронасосом и вентилятором: 2, 8 — редукторы главные и дифференциалы мостов кулачковые (i=6,83); 3, 9, 10 — секции карданных валов; 4 - коробка раздаточная двухскоростная (передаточные числи: i1— 1.982. i2= 1.0); 5 — шарнир равных угловых скоростей: 6 - тормоз стояночный барабанного типа. 7 — колесо с шиной 320x457 (12,00x18); 11 — коробка передач четырехскоростная (передаточные числа: i1=6,55, i2= 3,09. i1=171, i4=1.0. заднего хода - i=7,77). 12 — вал отбора мощности; 13 — сцепление.

Чертеж рамы самодельного трактора

Рама самодельного трактора: 1 — бампер (СтЗ, швеллер 80х80); 2 - проушина крепления двигателя (СтЗ, лист s20): 3 — лонжерон передней полурамы; 4 — кронштейн крепления рулевого цилиндра (СтЗ, лист s20); 5 — проушина навески косилки (СтЗ, лист s20); 6 — стойка крепления кабины (2 шт.); 7 — корпус, центрального шарнирного узла (СтЗ, лист s20); 8 — кронштейн крепления гидроцилиндра подъема кузова и прицепного уст ройства (СтЗ, лист s20); 9 — лонжерон задней полурамы: 10 — узел крепления кузова (СтЗ, лист s20); 11 — пластины связующие 12 — корпус шарнирного узла, специальный (сталь 20, труба 150x1(1); 13 балка крепления раздаточной коробки и пола кабины (от ГА3-66); 14 — кронштейн креплении раздаточной коробки (от ГАЗ-06); 15 узел навески отвала; 16— балка поперечная (СтЗ. труба 80x80x6): 17 — проушина крепления гидроцилиндра отвала (СтЗ, лист s20); 18 — стойка (сталь 20, швеллер 100x46); 19 — поперечина.

Чертеж центрального шарнирного узла самодельного трактора

Центральный шарнирный узел самодельного трактора: 1 — подшипник 60212: 2 — шпилька М10 (6 шт.): 3, 10 — кольца упорный (сталь 45, s2): 4 - шкворень; 5 - манжета (от штатного узла); 6 - кольцо пружинное, 7— монжета (1-115x 1 45); 8 — вкладыши (брома): 9 — приставка; 11 — гайка упорная; 12 - подшипник 8212; 13 — гайка контрящая; 14 — корпус специальный; 15 — корпус центрального шарнирного узла; 16 — кольцо; 17 — вал ведомый, 18 — шаровой корпус; 19 - вал ведуший; 20, 26 — корпуса подшипников (сталь 45); 21 - фланец (сталь -15); 22 — гайка М32; 23 -шпилька М5 (6 шт.); 24 - подшипник конический (штатный); 25 — крышка подшипника: 27 — кольцо уплотнительное: (резина); 28 — манжета (1-85х110): 29 - гидроцилиндр рулевой.

Чертеж окучника для самодельного трактора

Окучник для самодельного трактора: 1 —колесо опорное 280x140 (от с/х машины); 2 — вилка (СтЗ, полоса 40x8); 3, 11 — элементы крепления вилки (от с/х машины); 4 — полурамка (от с/х машины); 5 — проушина крепления визирной штанги (СтЗ, полоса 40x8); 6 — стойка отвала (СтЗ, полоса 50x20); 7 — кронштейн крепления верхней тяги (СтЗ, уголок 50x50, 2 шт.); 8 — держатель стойки отвала (от с/х машины); 9 — болт М16 стопорный; 10 — балка поперечная 70x40 (из уголка 70x70); 12 — лемех отвала (СтЗ, лист s3); 13 — подрез (СтЗ, лист s3); 14 — тяга нижняя (СтЗ, пруток 030); 15—распорка (СтЗ, пруток диаметром 10); 16 — тяга верхняя (СтЗ, пруток диаметром 30); 17 — скоба (СтЗ, полоса 25x4).

самодельные мини трактора и трактор своими руками