Главная

Самодельный трактор

Самодельный
мини-трактор

Самодельный
мини-трактор
с кузовом

Навесные и прицепные орудия

Узлы мини-трактора

САМОДЕЛЬНЫЙ ТРАКТОР "АНГАРЕЦ"

(часть-2)

ПЕРЕДНИЙ МОСТ самодельного трактора — с колесами от автомобиля УАЗ. Балансир моста изготовлен из стальной трубы сечением 80x80x6 мм, к концам которой с продольным и поперечным наклонами соответственно в 3° и 5° приварены стаканы шкворневых подшипников 206 и 8207.

Две пары шкворней и полуосей выточены порознь, потом соединены между собой электросваркой. Шкворневые подшипники смазываются через пресс-масленки по мере надобности (подшипники же ступиц колес — только перед установкой на полуоси). В узле подвески переднего моста использованы роликовые подшипники качения 2206. Такое усложнение конструкции обусловлено дефицитностью в наших краях бронзы.

Тем не менее, разрушения этих подшипников даже в самых тяжелых условиях эксплуатации не было. Ступицы и диски передних колес — от автомобиля ГАЗ-69. Поворотные рычаги самодельные, кованые, с последующей станочной и слесарной обработкой. Развал колес постоянный (2°), заложенный в конструкцию переднего моста. Схождение же их регулируется укороченной поперечной рулевой тягой от ГАЗ-51.

ПЕРЕДНИЕ КРЫЛЬЯ самодельные, с резиновыми грязевыми щитками. Задние — заводского изготовления, от трактора Т-20, но с частично измененными кронштейнами крепления.

ЗАДНИЙ МОСТ— от автомобиля ГАЗ-53 (с укороченными кожухами полуосей). Колеса — от ЗИЛ-157, как наиболее подходящие для условий эксплуатации трактора. Главная передача — от ГАЗ-66, поскольку ее кулачковый дифференциал повышенного трения исключает пробуксовку одного из колес, что повышает проходимость «Ангарца» по влажным, песчаным и пахотным грунтам. К раме трактора задний мост прикреплен стремянками.

Переделку моста (укорочение кожухов полуосей) производил в домашних условиях. Последовательность технологических операций была следующей. Из картера моста я слил масло. Демонтировал полуоси, ступицы и главную передачу. От заводских сварочных швов, соединяющих цапфы с кожухами, отмерил к центру длину удаляемых участков. Линии резки просек по периметру зубилом на глубину 1—2 мм, чтобы лучше видеть их в слепящем свете газового факела.

И аккуратно отделил сначала цапфы, а затем укоротил кожухи. После полного охлаждения очистил места резки от шлака. Пропустил сквозь картер длинную шпильку, на концы ее надел цапфы с направляющими втулками и несильно затянул гайки. Постукивая по цапфам слесарным молотком, установил их посредине сечения кожухов, контролируя размеры штангенциркулем.

Затянул гайки до конца и сначала прихватками, а потом многопроходными и симметричными электросварочными швами (для уменьшения коробления конструкции) окончательно соединил цапфы с кожухами. Стяжную шпильку с направляющими втулками демонтировал после полного охлаждения металла.

Толстые и жесткие стенки картера заднего моста позволили мне разместить всё дополнительное оборудование в виде приваренных к ним кронштейнов, опорных площадок и петель.

ТОРМОЗА. Трактор оборудован двумя тормозными системами: гидравлической рабочей, действующей на задние колеса, и механической стояночной, действующей на трансмиссию (раздаточную коробку). Первая тормозная система — целиком от ГАЗ-53, вторая — от ГАЗ-51.

СИСТЕМА ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. К сожалению, дизельный двигатель, установленный на «Ангарце», обладает затрудненным пуском. Требуется определенное время на предварительный прогрев свечей зажигания даже при положительной температуре воздуха, на интервалы между включениями стартера и так далее. Поэтому использование штатного электростартера СТ-15 и прогрев свечей требуют на этом двигателе аккумулятора емкостью не менее 75—180 А ч.

Приобрести такой аккумулятор мне было накладно, и я предпочел другой, нетрадиционный способ запуска двигателя — с применением асинхронного трехфазного электродвигателя мощностью 1,5 кВт (при 2850 об/мин) с питанием от сети 380 В. Установленный вместе с кронштейном-кожухом слева на раме трактора, он через цепную передачу с передаточным числом i = 1 вращает составной валик пускового устройства, а тот, в свою очередь, маховик коленчатого вала двигателя.

Пусковое устройство состоит из корпуса (передней крышки стартера СТ-15); головки (стакана с подшипником 60205 и составным валиком, на котором сидят ведомая звездочка, муфта свободного хода, шестерня стартера, упорное кольцо и бронзовая втулка-подшипник); включателя с рычагом и толкателем (якорем тягового реле стартера СТ-15); рычага-коромысла. На двигателе «Ангарца» система запуска установлена на месте штатного стартера.

Двигатель запускается следующим образом. К розетке электрического разъема на раме трактора я подключаю вилку кабеля от специального пульта управления, а провода цепи прогрева свечей — к клеммам электрического щитка на тракторе. Только после этого соединяю силовым кабелем пульт управления с электросетью 380 В.

На пульте срабатывает автоматический выключатель и зажигается лампочка цепи прогрева свечей. О готовности двигателя к пуску сужу по контрольному элементу на злектрощитке, накал которого сигнализирует о степени прогрева свечей. Рукой поворачиваю рычаг включателя и ввожу шестерню стартера в полное зацепление с зубчатым венцом маховика на коленчатом валу двигателя, а ногой нажимаю кнопку на пульте управления и включаю электродвигатель. Как правило, с хорошо прогретыми свечами двигатель запускается сразу.

После чего я отключаю пульт от электросети. Так как для питания пускового электродвигателя используется опасное для жизни напряжение, мною приняты все необходимые меры техники безопасности. А именно: питание пульта осуществляется через автоматический выключатель серии А-3100; силовой трансформатор — через автоматический выключатель серии АБ-25М; все соединительные кабели — четырехжильные в металлической оплетке; шасси трактора, пульт, электромотор и кабели надежно заземлены.

При пуске двигателя трактора, стоящего на открытом грунте, в пульте управления предусмотрено дополнительное устройство в виде съемного штыря заземления. Штырь вставляется в гнездо пульта, закрепляется барашковой гайкой и до упора втыкается в грунт. Пульт управления сварен из стальных листов толщиной 2 мм в виде прямоугольного корпуса. Снизу он имеет съемную крышку, в боках — вентиляционные жалюзи.

Автомат включения силового трансформатора и сигнальная лампочка защищены скобой от случайных механических воздействий. Соединительные кабели и проводники изолированы от стенок корпуса резиновыми втулками. Внутри, на съемной крышке корпуса, смонтированы автомат АБ-25М, силовой трансформатор ТР-ОСО-0,25 и магнитный пускатель ПМЕ-211. На магнитопровод трансформатора дополнительно намотаны 16 витков изолированного медного провода сечением 14 мм2. Снимаемое с них переменное напряжение 12 В служит питанием электрической цепи прогрева свечей.

Конечно, предложенный способ пуска двигателя довольно сложный, но в свое время для меня это был выход. Теперь же, когда на «Ангарце» смонтировано все необходимое для нормальной работы трактора электрооборудование, можно без особого труда перейти на пуск с помощью стартера. А кронштейн крепления пускового электродвигателя использовать для установки площадки под аккумулятор.

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. На тракторе смонтирована гидросистема, предназначенная для управления с рабочего места водителя всеми навесными и полунавесными орудиями. В нее входят гидрораспределитель, шестеренный насос НШ-10, силовой цилиндр, масляный бак, трубопроводы низкого и высокого давления, арматура. Гидронасос с приводом прикреплен к картеру распределительных шестерен двигателя через самодельный редуктор, повышающий номинальную частоту вращения насоса в 1,2 раза. Привод позволяет включать гидронасос одним движением руки.

В конструкции редуктора привода использованы слегка видоизмененные шестерни и валы от коробки передач мотоцикла «Иж-56». В картер редуктора, сваренного из толстой листовой стали, залито трансмиссионное масло ТАП-15В. Гидрораспределитель Р75-23 трехсекционный. Постоянно работает одна его секция, две другие — только при навеске дополнительного оборудования.

Гидравлический силовой цилиндр — от зерноуборочного комбайна. Шток цилиндра при помощи регулируемой вилки и пальца соединен с поворотным рычагом навесного устройства. Масляный бак конструктивно выполнен заодно с правым поликом, который четырьмя болтами М10 прикреплен к соответствующим кронштейнам на раме трактора. Для надежной работы гидросистемы все входные и выходные патрубки бака снабжены фильтрами.

(Автор: В.ПЕТРОВ, Красноярский край)

Передний мост: 1 — полуось; 2 — шкворень; 3 — стакан; 4 — подшипник 8207; 5,13 — шайбы-прокладки (s1); 6,8 — подшипники 206; 7 — распорная втулка; 9 — тарельчатая шайба (s2); 10 — поворотный рычаг; 11 — стопорная шайба (s2); 12 — гайка М20х1.5; 14 — балка балансира (труба 80x80x6); 15 — шарнир продольной рулевой тяги; 16 — поворотный рычаг (от ГАЗ-51); 17 — корпус подшипников; 18,24 — петли узла подвески моста (s16); 19 — ось узла подвески моста; 20 — пресс-масленка (типоразмер №1); 21,27 — подшипники 2206: 22 — ребро жесткости (s5); 23 — поперечная балка рамы; 25 — шплинт; 26 — корончатая гайка М20х 1,5

Крепление крыла над колесом переднего моста: 1 — колесо; 2 — балансир переднего моста; 3 — кронштейн на поворотном рычаге; 4 — болт М10 (2 шт.); 5 — крыло

Схема доработки заднего моста: 1 — фланец кожуха полуоси; 2 — удаляемая часть кожуха полуоси; 3 — картер; 4 — стяжная шпилька М20х1,5; 5 — гайка М20х1,5; 6 — направляющая втулка; 7 — обрезанный кожух полуоси; 8 — новый сварной шов

Схема стартера: 1 — асинхронный трехфазный электродвигатель; 2 — кронштейн-кожух; 3,4 — ведущая и ведомая звездочки (z = 18, t = 19,05); 5 — головка пускового устройства; 6 — корпус включателя пускового устройства; 7 — рычаг включателя; 8 — толкатель; 9 — корпус пускового устройства; 10 — рычаг-коромысло; 11 — муфта свободного хода; 12 — шестерня стартера; 13 — хвостовик составного валика; 14 — зубчатый венец маховика двигателя

Задний мост (вид сзади): 1 — фланец полуоси; 2 — ступица; 3 — диск колеса (шина условно не показана); 4 — тормозной барабан; 5 — косынка (сталь, лист s6,4 шт.); 6 — петля для рамки навесного устройства (сталь, лист s 12, 2 шт.); 7 — кронштейн буксирного крюка (сталь, лист s12); 8,12 — подпорки (сталь, лист s12, 3 шт.); 9 — картер; 10 — опорная площадка для рамы трактора (сталь, лист s 12,2 шт.); 11 — стремянка крепления к раме М16х 1,5 (4 шт.)

Пусковое устройство

Включатель пускового устройства (а — в собранном состоянии, б — в разобранном): 1 — корпус включателя; 2 — рычаг включателя; 3 — гайка М8; 4 — палец М10; 5 — возвратная пружина; 6 — крючок; 7 — болт М6 (3 шт.); 8 — корпус пускового устройства (крышка стартера СТ-15); 9 — приварная гайка М10; 10 — толкатель (якорь тягового реле стартера СТ-15)

Корпус включателя: 1 — стакан; 2 — ось рычага; 3 — фланец (от стартера СТ-15); 4 — консоль

Рычаг включателя: 1 — рукоятка; 2 — сектор; 3 — втулка

Кронштейн-кожух цепной передачи: 1 —площадка (полоса 50x10); 2 — кожух (лист sl0. s2); 3 — болт М8 натяжения цепи; 4 — кронштейн

Пульт управления запуском двигателя: 1 — корпус (лист s2); 2 — ручка для переноски (пруток диаметром 5); 3 — сквозное гнездо под штырь заземления; 4 — ножная кнопка включения (КС-31М); 5 — разъем выходного кабеля; 6 — защитная скоба (пруток диаметром 5); 7 — автомат АБ-25М; 8 — сигнальная лампа; 9 — разъем входного кабеля; 10 — проводники питания свечей накала; 11 — штырь заземления (пруток диаметром 12, L300); 12 — гайка-барашек М12

Головка пускового устройства: 1 — ведомая звездочка (z = 18, t = 19,05); 2 — стакан; 3 — винт М6 (2 шт.); 4 — подшипник 60205; 5 — составной валик (со щлицевой частью от ротора стартера СТ-15)

Принципиальная электрическая схема пульта управления запуском двигателя

Привод гидравлического насоса: 1 — гидронасос НШ-10; 2 — гайка М8 крепления гидронасоса (4 шт.); 3 — кронштейн; 4 — картер редуктора привода; 5,9 — стопорные кольца; 6 — ведомая шестерня; 7,18 — пробки заливного и сливного отверстий; 8 — ведущая шестерня со шлицевым валом; 10 — крышка картера с корпусом подшипников; 11 — подшипники; 12 — стопорный болт; 13 — вилка полумуфты с двумя штифтами; 14 — резинометаллическая муфта; 15 — приводной шкив (диаметром 140); 16 — ось блока промежуточных шестерен; 17 — блок промежуточных шестерен; 19 — валка переключателя; 20 — фигурная бронзовая втулка

Устройство механического переключателя привода гидронасоса: 1 — картер редуктора привода; 2,3,4 — винт, пружина и шарик фиксатора; 5 — корпус механического переключателя; 6 — сектор переключателя; 7 — головка переключателя; 8 — герметизирующая шайба; 9 — прокладка; 10 — штифт-направляющая вилки переключателя; 11 — поводок переключателя; 12 — вилка переключателя

Основные корпусные узлы редуктора привода гидронасоса: 1 — картер редуктора (138x120x89, лист s8); 2 — шпилька М8 крепления картера к гидронасосу (4 шт.); 3,11 — пробки заливного и сливного отверстий (винты М12); 4 — крышка картера с корпусом подшипников; 5 — винт М5 (9 шт.); 6 — гнездо фиксатора; 7,10 — установочные штифты (диаметром 6); 8 — корпус механического переключателя (лист s6); 9 — винты М6 (2 шт.)

Самодельный трактор в начало (часть-1)

Самодельный трактор продолжение (часть-3)

самодельные мини трактора и трактор своими руками